Методические рекомендации
к проведению Первого урока в общеобразовательных организациях
Донецкой Народной Республики в 2017-2018 учебном году
на тему «Любите то, что учите, и учитесь тому, что любите»
Структура 2017-2018 учебного года
Планирование и организация учебного процесса в 2017-2018 учебном году осуществляются по учебным четвертям (семестрам):
Для 1-9-х классов:
1) I четверть: с 01.09.2017 по 26.10.2017 (8 недель);
2) II четверть: с 06.11.2017 по 28.12.2017 (8 недель);
3) III четверть: с 10.01.2018 по 24.03.2018 (10 недель);
4) IV четверть: с 02.04.2018 по 31.05.2018 (9 недель).
Для 10 -11-х классов:
1) I семестр: с 01.09.2017 по 28.12.2017;
2) II семестр: с 10.01.2018 по 31.05.2018. 2.1.3.
Каникулы (1-11-е классы), ориентировочно:
1) осенние –27.10.2017 – 05.11.2017 (10 дней);
2) зимние – 29.12.2017 — 09.01.2018 (12 дней);
3) весенние – 25.03.2018 – 01.04.2018 (8 дней).
Продолжительность учебного года – 35 учебных недель.
Учебный год заканчивается: 1) в 9-х и 11-х классах проведением государственной итоговой аттестации, 2) в 6—8-х и 10-х классах проведением переводных экзаменов.
Анализ работы методического объединения
классных руководителей за 2016-2017 учебный год
Методическое объединение классных руководителей работало над проблемой: «Использование современных технологий в процессе воспитательной работы».
Основными задачами являлись:
- Организация системы по использованию в воспитательном процессе современных технологий,
- Развивать субъективность личности каждого учащегося,
- Создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности;
- Поддерживать творческую активность учащихся во всех сферах деятельности.
- Изучение и обобщение интересного опыта классных руководителей через внедрение информационных технологий.
В состав МО классных руководителей в учебном году входило 30 преподавателей, из них 13 — начальная школа (1-4 классы),13 — среднее звено (5-8 классы),4 — старшие классы (9-11классы).
В течение учебного года МО классных руководителей были проведены четыре заседания. Заседания проходили в различных формах: круглый стол, семинар, регламентированная дискуссия:
«Работа классного руководителя с неблагополучными семьями»,
«Работа классного руководителя с родителями»,
«Патриотическое воспитание — одно из главных направлений нравственного воспитания».
На первом заседании МО классных руководителей было уделено внимание методическим рекомендациям работы классного руководителя в учебном году и ознакомлению с нормативными документами.
В рамках обмена опытом классных руководителей и с целью воспитательного воздействия на обучающихся прошли открытые воспитательные мероприятия:
2-А «Давайте же будем природу любить!»
2-Б «Масленица». ЦЕЛЬ: Познакомить с традициями праздника «Масленица».
2-В «Ежели вы вежливы».
3-А и 3-В «Будьте счастливы, дети!».
3-Б «Жизнь прекрасна, когда безопасна!»
4-А и 4-Г Экологическая сказка «Колобок» на новый лад.
4-Б «Путешествие в страну Вежливости и Доброты»
1-е классы «Прощание с Букварём».
5-е классы «Посвящение в пятиклассники».
6-А «Чернобыль боль в моей душе».
6-Б «День партизанкой славы».
6-В «Скажем курению нет».
7-е классы «День матери».
8-А «Мое Отечество».
9 классы «О чем говорят книги».
10-А посвященный Дню освобождения Донбасса.
11-А акция «Молодежь за здоровый образ жизни».
В соответствии с выбранным направлением воспитательной работы школы классными руководителями были разработаны воспитательные планы классных коллективов.
Анализ изучения работы классных руководителей с классным коллективом показал, работа большинства классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и социально – значимых задач, справедливые и разумные требования предъявляются большинством классных руководителей. Основной составляющей воспитательной работы является участие классов в общешкольных мероприятиях. Это позволяет чётко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса школы, это способствует:
— повышению уровня общительности каждого в отдельности;
— развитию личностных качеств учащегося, направленных на благо коллектива в целом, помогает рассмотрению классного коллектива как неотъемлемую часть школьного коллектива.
Участие класса во всех общешкольных мероприятиях помогает классному руководителю заполнить досуг интересными и познавательными, весёлыми и развлекательными мероприятиями, тем самым сведя к минимуму влияние улицы. Что немаловажно особенно для старшеклассников. Заинтересовать и включить ребят в жизнедеятельность коллектива можно только под руководством творчески работающих классных руководителей.
Работа по формированию классных коллективов в целом и индивидуальная работа с учащимися отражена в воспитательных планах классных руководителей. Хочется отметить серьёзный подход каждого к планированию своей работы.
В этом учебном году проделали большую работу по адаптации учеников 1-ых классов,5-ых,10-ых классов к условиям школьной жизни. Особое внимание уделялось правилам поведения в школе: на перемене и на уроке.
Разнообразие форм и методов воспитательной работы, используемых классными руководителями, показывают профессионализм и творческую активность педагогов. Анализ деятельности классных руководителей за год показывает, что их профессиональное мастерство имеет достаточно высокий уровень. Практически все педагоги имеют многолетний опыт работы в роли классного руководителя, владеют целым арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса, имеют высокую теоретическую и методическую подготовку в целеполагании, планировании, организации и анализе воспитательной работы, достаточно уверенно ориентируются в современных педагогических концепциях воспитания и используют их как основу для педагогической деятельности. Именно МО играет большую роль в повышении общетеоретического, методического уровня классных руководителей и их квалификации. Документация классных руководителей: методическое портфолио классного руководителя, протоколы родительских собраний , планы воспитательной работы, анализ воспитательной работы класса. Регулярные занятия самообразованием, коллективная методическая работа позволили классным руководителям овладеть различными воспитательными средствами, способствующими максимальной реализации педагогических возможностей в развитии индивидуальных качеств личности. В процессе работы классные руководители провели оценку учащихся своего класса по признакам воспитанности, выделили для каждого школьника его первоочередные задачи по самовоспитанию, воспитанию нравственности и культуры поведения, провели индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.
Ученическое самоуправление в школе — это способ организации жизни ученического коллектива. Оно способствует выработке у учащихся умение сотрудничать на принципах равенства, демократии, положительно влияет на формирование нравственных качеств, которые невозможно произвести только с помощью словесных воздействий . Была создана модель ученического самоуправления с целью активизации привлечения учащихся к осознанному и систематическому участию в решении важных вопросов жизни класса и школы.
Каждый класс имеет схему самоуправления, где указаны фамилии детей, которые отвечают за ту или иную работу. Это способствует организации работы коллектива на высоком уровне и обеспечивает возможность оказания помощи классному руководителю. Сплоченность общешкольного и классного коллективов прослеживается при организации совместной работы и подготовки к мероприятиям различного уровня.
Деятельность ученического самоуправления отмечается конкретностью планирования и результативностью.
Во время тесного сотрудничества органов ученического самоуправления с педагогическим коллективом у школьников формируется активность, воспитывается чувство взаимопомощи, ответственности за обучение и порученные дела.
Более содержательной стала работа по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, формированию чувства патриотизма, активного гражданина. Работа по патриотическому воспитанию в 2016-2017 учебном году проводилась в соответствии с общешкольным планом работы мероприятий и воспитательными планами на патриотическую тему. Главной целью гражданско-патриотического воспитания является формирование достойного гражданина и патриота ДНР. С этой целью проведены классные часы и мероприятия:
- Уроки – мужества (08.09,23.02,09.05)
- «Урок памяти ко Дню освобождения Донбасса», «Я – патриот своей Республики», «Урок мужества ко Дню защитника Отечества – справедливость, честь и совесть»
- «День освобождения Донбасса», «Урок Памяти и Славы»
- «Никто не забыт, ничто не забыто»
- «День освобождения Донбасса», «По просторам родного края»
- «Героев имена помнит Донбасс!», «Мир детям мира», «Пусть помнит мир спасённый»
- «Героев имена помнит Донбасс!», «Мир детям мира»
- «День Победы»
- «Урок памяти ко Дню освобождения Донбасса», «Урок мужества ко Дню защитника Отечества – справедливость, честь и совесть»
- «Урок Памяти»
- «День освобождения Донбасса»
- «Никто не забыт, ничто не забыто»
- «Этих дней не смолкнет слава», «Нам не помнить об этом нельзя»
- «День освобождения Донбасса», «По просторам родного края»
- Викторина, посвящённая Дню Победы ( К.А. Лобкова) 3-4 классы
- Акция «Мы наследники Великой Победы»
- Конкурс рисунка «Победный май»
- «Весёлые старты»
- Акция «Бессмертный полк»
- «Мой город Донецк – 100»
- «Мой город, моя улица»
- «Моя малая Родина»
- «Музей боевой славы»
- Экскурсии в краеведческий музей
- «Я – патриот своей республики»
- «С чего начинается Родина»
- «Символы нашего государства»
- «Мой город Донецк »
- «Царство закон, царство – беззаконие»
- «Как я представляю свои права и обязанности гражданина»
- «Государственные символы. День флага»
- участие в торжественной линейке, посвящённой 9 Мая
В ходе взаимопосещений внеклассных мероприятий, при организации открытых коллективных творческих дел классные руководители учились анализировать свою работу, правильно оценивать ее результаты, устранять недостатки.
Активная работа методического объединения классных руководителей, продуманная самообразовательная работа способствовали совершенствованию деятельности педагогического коллектива по развитию индивидуальных способностей и интересов учащихся через учебно-воспитательную работу.
С целью повышения профессионального мастерства и престижа работы классных руководителей, выявления талантливых педагогов, развития познавательной активности и творческих способностей учащихся в нашей школе была проведена «Декада классных руководителей».
Каждый день недели проходил по воспитательным направлениям. которые посвятили семейному воспитанию.
Несмотря на хорошую подготовку к мероприятиям были и недостатки:
- Не всегда внешний вид учащихсяся соответствовал уровню проводимого мероприятия.
- Культура поведения в зале оставляла желать лучшего (мобильные телефоны, разговоры на посторонние темы)
- Звуковое сопровождение мероприятий (не всегда слышно, что говорили дети, приучать работать с микрофоном, правильно вести себя на сцене)
Проанализировав работу классных руководителей школы, можно выделить самые распространённые проблемы, мешающие их полноценной работе:
- Нехватка времени для общения и работы с классом из-за загруженности работой учителя как предметника, оформление большого количества документов, обилие курсов, совещаний и прочей учебной деятельности
- Большая часть родителей не заинтересована в общении с классным руководителем, отсюда отсутствие интереса к воспитанию успешного учащегося, непонимание, раздражительность со стороны родителей
- Замкнутость классного руководителя внутри своего класса, т.е. отсутствие времени для взаимообмена опытом между классными руководителями разных школ района.
- Несогласованность со стороны учителей-предметников и классного руководителя в требованиях к классу.
В следующем учебном году предстоит выполнить следующие задачи, стоящие перед методическим объединением классных руководителей:
- Формирование единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации личности.
- Изучение, апробация и анализ эффективности современных воспитательных технологий.
- Знакомство с новыми методами и формами организации воспитательного процесса в классе.
- Координация деятельности классных руководителей в организации воспитательной работы в классных коллективах.
- Изучение и анализ состояния воспитательной работы в классах, выявление и предупреждение недостатков, затруднений в работе классных руководителей.
- Углубление знаний классных руководителей о методах воспитательной работы, вооружение их методикой воспитательной работы и оказание помощи в совершенствовании индивидуального воспитательного мастерства.
Тенденции
Положительные:
- Методическая работа имеет практическую направленность.
- Формирование образовательного пространства, которое создаёт условия для активной социализации обучающихся и обеспечит их личностный рост и саморазвитие, что позволит эффективно включиться в разные сферы общественной жизни.
- Создание комфортной среды.
- Методическая работа осуществляется через массовые, коллективные, групповые и индивидуальные формы работы с педагогическими кадрами, с использованием современных компьютерных технологий, обеспечивает надлежащие условия для непрерывного профессионального совершенствования и повышения мастерства учителей.
Отрицательные:
- Отсутствие чёткого диагностирования работы.
- Наличие обращений родителей в вышестоящие инстанции как слабая сторона работы классных руководителей во взаимодействии с родительской общественностью.
- Условный уровень ведения документации: протоколы родительских собраний
Проблема:
- Внесение инновационных изменений в структуру методической работы.
- Работа с родителями. Перекладывание классными руководителями личной ответственности на администрацию школы.
- Наличие обращений родителей в вышестоящие инстанции.
Пути решения проблемы:
- Исключение формализма в работе классных руководителей.
- Усиление ВШК по данному направлению.
- Анкетирование родительской общественности по вопросам жизнедеятельности ученического коллектива.
- Разработка и введение рейтинговой карты эффективности жизнедеятельности ученических коллективов.
Оставить комментарий